Баш бит » Язмалар » Язмалар

Поэтесса Гиффэт Туташ

   Среди татарских женщин, пришедших в литературу в годы революции, особенно большой известностью пользовалась поэтесса Гиффэт туташ, личность которой долгое время была не известна даже близко стоящим к литературному миру людям.  Гиффэт Туташ (Загида Бурнашева) прошла сложный жизненный путь. Родилась она в 1895 году в деревне Азеево ныне Рязанской области в семье торговца-маклера, выходца из крестьян. Тяжелыми были её детство и юность. Получив начальное образование в родной деревне, она некоторое время обучалась в школе в соседнем селе и уже думала о продолжении образования, но родители, люди старой закалки, не разрешили ей этого. Девушка ушла из семьи. Ей пришлось пережить тягчайшее испытание: родная мать обратилась с жалобой в волостное правление, обвинив ее в краже, в том, что она пыталась поступить в публичный дом и бежать в Турцию. Власти отказали девушке в выдаче паспорта, крестьяне боялись пустить её даже переночевать. Но З.Бурнашева не потеряла твердости духа, гордо отвергла все клеветнические измышления. 6 сентября 1915 года в газете «Вакыт» (№ 1863, 1915 г.) она выступила с открытым письмом, в котором писала: «Необразованная мать и придерживающийся старых взглядов отец создали бесконечные препятствия на моем пути. Мои настойчивые попытки объяснить им что-либо не привели ни к каким результатам. И когда они узнали, что стихотворения, подписанные псевдонимом, принадлежат мне, на меня обрушились страшные несчастья… Мать заперла меня дома, все мои вещи были припрятаны, книги сожжены, письменные принадлежности отняты. Я не могла ни выйти из дома. Ни принимать кого-либо у себя. Меня лишили возможности общаться с подругами. Так в течение нескольких месяцев я была заточена, подверглась ругани и оскорблениям. 12 августа, махнув на все рукой, я вынуждена была уйти из дома. Рассказывая на страницах печати, каким бесчеловечным оскорблениям и преследованиям я подверглась, призываю нацию защитить свою дочь, испытавшую столько мучений на пути к образованию».

        Письмо З.Бурнашевой взбудоражило общественность. На страницах «Вакыт» начали появляться статьи, авторы которых требовали покончить с таким изуверским преследованием девушек, стремящихся к образованию, призывали организовать им помощь. Некоторые газеты (например «йолдыз») перепечатали письмо.

       История З.Бурнашевой вызвала большой резонанс. Именно в эти дни газета «Вакыт» (№ 1866) поместила рецензию на сборник ее стихотворений, где отмечалось, что «она в поэзии проявляет подлинное мастерство и после Тукая рождает надежды у поклонников настоящей поэзии». Но нашлись люди, постаравшиеся ослабить возмущение общественности. Некоторые из них даже не постеснялись выступить в печати. Так, известный впоследствии богослов и белый эмигрант Муса Бигиев пытался увещевать Гиффэт Туташ, предлагал ей смириться.

    Смело порвавшая цепи личной зависимости от феодально-домостроевских порядков, Бурнашева своим творчестом ратовала за освобождение всех татарских женщин. Вся ее поэзия была посвящена этой благородной теме.

   Первый сборник потессы, составленный из 33 стихотворений, вышел в 1915 году в Москве (где она тогда жила и работала – давала уроки в семьях богачей) под названием «Гыйффщт туташ шигырьләре” (Стихи Гиффэт Туташ). Стихотворения «Айлы кичәдә” (“В лунный вечер”), “Юлчы” (“Странник”), “Идеал эзләгәндә” (“В поисках идеала”), “Кыйтга” (“Отрывок”) проникнуты лиризмом, но в них отчетливо слышны мотивы борьбы за светлое будущее. Затем, с 1916 года, поэтесса значительно увеличила объем этого сборника, издав его двумя самостоятельными частями. Новые стихотворения ( «Идел өстендә” – “Над Волгой”, “Ялкынлы йөрәктән” – “От пламенного сердца», «Ямансу да, күңелсез дә” – “И скучно, и грустно” и др.) свидетельствовали о росте её поэтического таланта. Большая поэма-сказка этого сборника «Зөһрә йолдызы” (“Звезда Венера”) в 1919 году была переиздана в 11-й книге сборника “Балалар күңеле” (“Настроение детей”) уңе за подписью Загиды Гиффэт, а в 1922 году в казани сказка вышла в русском переводе В.Клюева под названием «Звезда Венера».

       После Октября З.Бурнашева работает в Средней Азии. В Самарканде. Здесь она учительствует, активно участвует  в становлении новой жизни. В 1918 году З.Бурнашева вступила в ряды Коммунистической партии. Её направляют на работу в редакцию газеты «Михнәттәшләр тавышы” (“Голос тружеников”) – орган Самаркандского обкома партии. Затем несколько лет она заведовала женским отделом ЦК Компартии Туркестана, вела преподавательскую работу в совпартшколе и комвузе, работала редактором художественной литературы  Узбекского госиздата. В 1933-1951 годах З.Бурнашева находилась в Киргизии на ответственных партийных постах. В июне 1951 года она вышла на персональную пенсию.

     Приехав в Казань, она начала работать а врхивах. В результате в 1971 году опубликовала монографию под названием “Татар хатын-кызлары хщрщкщте тарихыннан” (“Из истории освободительного движения татарских женщин”).

     З.Бурнашева умерла на 82 году жизни 5 ноября 1977 года в Казани.

   

                                                                                          Мухамед Гайнуллин

Татарская литература и публицистика начала XX века. Казань, Тат.кн.изд-во, 1983

Бүлек: Язмалар | Өстәде: Назлыгөл (07.09.2016)
Караулар: 78 | Теглар: Заһидә бурнашева, Гыйффәт туташ | Рейтинг: 5.0/1
Барлык фикерләр: 0
avatar